Миграционная политика рф в 2020 году: концепция, основные цели и проблемы

Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

— разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

— создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

— разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2020 годы) планируется:

— принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

— оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

— уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Владимир Путин утвердил новую Концепцию миграционной политики

Как и сообщал “Ъ”, президент России Владимир Путин утвердил своим указом новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. 17-страничный документ опубликован на сайте Кремля. Он предписывает открыть Россию для всех, кто хочет здесь жить и работать, упростить правила въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства. Миграционная политика, говорится в концепции, «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».

Владимир Путин подписал указ о Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы. Действующая концепция (утверждена в 2012 году и должна была действовать до 2025 года) в нем объявляется утратившей силу. Указ предписывает правительству в трехмесячный срок представить план мероприятий по реализации концепции. Всем государственным органам рекомендуется в своей деятельности в сфере миграции «руководствоваться положениями концепции».

В самом документе отмечается, что он определяет «цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики». Отдельно указывается, что концепция разработана с учетом целого ряда стратегий, включая Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года.

Читать еще:  Образец искового заявления о расторжении брака в 2020 году

Целью обновленной миграционной политики объявлено создание в этой сфере ситуации, которая «способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода».

Как Россию готовят к приему новых граждан

Это отличается от трех целей, сформулированных в прежнем варианте, где на первом месте значилось «обеспечение безопасности РФ, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны и говорилось о необходимости стабилизации и увеличения численности и содействия обеспечению потребности экономики в рабочей силе».

Отмечая, что основным источником восполнения населения России и обеспечения экономики трудовыми ресурсами должно оставаться его естественное воспроизводство, документ называет миграционную политику вспомогательным средством решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем.

Отдельно в концепции говорится, что страна должна быть открыта для тех иностранцев, которые «не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не собираются полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Россию как страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей» и при этом «соблюдают требования законодательства РФ, бережно относятся к ее окружающей среде и природным ресурсам, материальным и культурным ценностям, уважают многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни российского населения».

Согласно пункту 18 концепции, совершенствование миграционного законодательства должно привести к установлению «простых, понятных для граждан и исполнимых правил», отвечающих цели документа. Все это должно привести к снятию административных барьеров в этой сфере и «обусловленных ими издержек».

Для этого намечено совершенствовать правовые и организационные механизмы, которые должны обеспечить добровольное переселение в Россию соотечественников «и иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество», а также въезд и проживание в РФ иностранцев, желающих «развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи» и «способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России».

В разделе «Основные направления миграционной политики» перечислены конкретные задачи, которые должны упростить переселение в страну соотечественников и въезд иностранцев. Среди них упрощение въезда в РФ, включая оформление виз, а также получения права на проживание в стране, в том числе с целью работы здесь. Упростить планируется и процедуру приобретения российского гражданства. Кроме того, должны быть скорректированы условия добровольного переселения востребованных специалистов. Среди них в концепции отдельно упомянуты научные и педагогические работники, врачи, инженеры, фермеры, предприниматели, инвесторы, выдающиеся деятели культуры и искусства. При этом государство должно будет обеспечить поддержку российских организаций, «привлекающих таких лиц».

Также планируется устранить «необоснованные административные барьеры и финансовые издержки», которые связаны с ввозом в Россию имущества, «включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды».

Почему соотечественники из дальнего зарубежья не спешат вернуться в Россию

Отдельный пункт документа предписывает всячески содействовать свободному перемещению «обучающихся, научных и педагогических работников». Для них должны обеспечиваться открытость России и быть создан комфортный режим въезда в страну, обучения и работы здесь. При этом для обучения российских граждан планируется привлекать преподавателей из иностранных вузов.

Миграция в концепции напрямую увязывается с качеством жизни в стране: «Характер и направление миграционных потоков, их влияние на российское общество, а также проблемы, с которыми сталкиваются мигранты в местах пребывания, во многом определяются качеством жизни в РФ, доступностью для граждан социальных, образовательных, медицинских, культурных и иных услуг, состоянием правопорядка, степенью развитости транспортной, энергетической, телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, уровнем занятости населения и благоустроенности общественных мест». Поэтому реализация концепции обуславливается необходимостью дальнейшего социально-экономического развития, развития промышленности, науки, инноваций, образования, здравоохранения и т. д.

Определять миграционную политику, согласно концепции, будет президент. Обе палаты парламента должны будут законодательно обеспечивать ее реализацию, а правительство координировать деятельность федеральных органов власти и ежегодно отчитываться перед главой государства о выполнении поставленных задач.

Миграционная политика рф в 2020 году: концепция, основные цели и проблемы

Кабинет министров России утвердил второй этап плана концепции государственной миграционной политики, который будет реализовываться до 2020 года.

Реализация концепции миграционной политики России, утвержденной в 2012 году, предусматривает три этапа: первый — до 2015 года, второй — до 2020 года, третий — до 2025 года, говорится в сообщении на сайте правительства России.

«Подписанным распоряжением утверждается план реализации второго этапа Концепции (в 2016-2020 годах)… Планом предусмотрены реализация программ в рамках основных направлений государственной миграционной политики, обобщение и анализ правоприменительной практики, расширение использования информационных технологий, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ», — отмечается в справке к документу.

В план также включены подготовка нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов, запланированных на предыдущем этапе реализации концепции, а также законопроектов, предусматривающих совершенствование институтов разрешения на временное проживание, вида на жительство и совершенствование государственного контроля.

Кроме того, планом предусмотрен анализ и мониторинг принятых нормативных правовых актов в этой сфере, международное сотрудничество, включающее заключение соглашений о временной трудовой деятельности, об организованном наборе граждан для работы в России, а также о взаимном признании медицинских документов.

Контролировать выполнение плана будет ФМС, служба будет ежегодно отчитываться об этом кабмину.

Ранее глава российского правительства Дмитрий Медведев заявил, что миграционная политика России становится более важной на фоне кризиса с мигрантами в Европе.

В июне заместитель министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова заявила, что количество мигрантов в России за 10 лет выросло вчетверо.

Напомним, в июне 2013 года президент России Владимир Путин утвердил Концепцию государственной миграционной политики на период до 2025 года. Основными целями государственной миграционной политики России в документе провозглашаются: обеспечение национальной безопасности страны, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения; стабилизация и увеличение численности постоянного населения; содействие обеспечению потребности экономики РФ в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Реализация миграционного законодательства в России

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда. Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов. Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.

Миграционная политика государства представляет собой комплекс мер, индивидуальный для каждой страны. На территории России миграционная отрасль развивалась длительное время и сейчас находится на стадии совершенствования и модернизации. Во времена СССР жители страны постоянно подвергались ущемлению собственных прав и возможностей. Только после распада Союза россияне смогли легально покидать страну, не боясь репрессий и последствий своих поступков. Наряду с интенсивным оттоком россиян в РФ начался активный наплыв иностранцев из стран, которые в прошлом были советскими республиками. Чтобы оптимизировать поток выезжающих и въезжающих лиц, была сформирована современная миграционная политика России.

Официальной датой, когда сформировалось российское миграционное право, считается день принятия Конституции РФ. Помимо этого документа, власти приняли ряд законов, постановлений, нормативных актов и международных соглашений, которые устанавливают правила и порядок движения мигрантов в стране. Сегодня государственная миграционная политика в РФ основана на свободе передвижения и права выбора места жительства. Контроль в сфере осуществляет Федеральная миграционная служба. Именно эту структуру необходимо уведомлять о выезде и въезде в страну, смене места жительства и регистрации. Как сотрудничать с УФМС, чтобы не нарушить действующее миграционное право, лучше всего узнать у опытного юриста. На нашем сайте эксперты консультируют в режиме онлайн, находя к каждому соискателю индивидуальный подход.

Читать еще:  Госпошлина на вид на жительство в 2020 году: стоимость оформления

Основные виды миграции в России

Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:

  • Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
  • Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
  • Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
  • Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.

Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда. Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу. Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.

Государственная политика РФ в сфере миграционного права

В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России. План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).

Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:

  • решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
  • улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
  • гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
  • сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
  • достижение баланса на рынке труда в России.

На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.

Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ. Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов. Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.

Программа добровольного переселения в РФ


Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами. Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года. За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.

Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях. Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян. Если соискатель входит в одну из представленных групп, а также знает русский язык, уважает законы РФ и имеет положительную репутацию, его примут в России и предоставят ряд льгот и привилегий.

Чтобы стать участником программы, соискатель обязан обратиться в УФМС или российское дипломатическое представительство за рубежом и представить документы, удостоверяющие личность, и подтверждающие наличие оснований для участия. В течение двух-трех недель сотрудники организации проверят все данные и сведения, после чего предоставят соискателю свидетельство. Именно этот документ даст право претендовать на все льготы и бонусы. Стоит отметить, что государство предоставляет существенную финансовую поддержку переселенным соотечественникам, пособия, подъемные и т. д. Привилегии достанутся только при условии, что человек переселится в приоритетный регион. Список субъектов РФ, доступных для расселения, довольно большой, но не включает перенаселенные регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург.

Основные проблемы


Миграционное право Российской Федерации постоянно совершенствуется, т. к. сегодня в указанной сфере власти РФ сталкиваются с различными проблемами и неприятностями. Одной из распространенных сложностей является внутренняя миграция. Жители дальневосточных и северных регионов переезжают в более развитые города с высоким экономическим уровнем и широкими перспективами. Кроме этого, жители сельской местности не видят преимуществ жизни в деревне и устремляются в города. Уровень урбанизации сегодня превышает все допустимые отметки. Новые законы и правила, разработанная концепция и программа переселения соотечественников призваны урегулировать возникшую проблему и оптимизировать показатели внутреннего расселения.

Второй глобальной проблемой миграционной сферы РФ являются нелегальные мигранты. Нелегалы есть в любой стране, и везде власти стараются искоренить данное явление. Люди из-за рубежа незаконно пересекают границу или въезжают легально, но решают не оформлять свой дальнейший статус в стране. Эти лица создают конкуренцию на рынке труда, т. к. готовы работать за минимальную оплату. Местные жители с высокой квалификацией остаются на улице из-за таких практически бесплатных работников. Нелегалы не платят налоги, но пользуются всеми социальными благами. Что отрицательно сказывается на экономической ситуации в стране.

Чтобы сократить количество незаконных мигрантов, за нарушение миграционного законодательства их ждет крупное административное взыскание. Согласно административному кодексу РФ, сумма штрафа за нарушение миграционного порядка варьируется в зависимости от характера, степени и длительности совершения противоправных действий. Сумма санкций, обычно, составляет около 2000-5000 рублей. Если нарушение совершено повторно, то сумма увеличивается в два раза. При серьезных нарушениях или систематическом пренебрежении российскими законами иностранца ожидает выселение, депортация или выдворение, которое сопровождается ограничением на въезд. Таким лицам будет запрещено въезжать в Россию на протяжении трех, пяти или десяти лет.

Миграционная политика в России: цели, задачи и основные направления

Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики

рождаемость миграционный политический государственный

Миграционная политика осуществляется государством, региональными группировками и другими международными организациями. Миграционная политика является одним из направлений демографической политики, включающей совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционные процессы. Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов. Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан, а эмиграционная политика — выезд граждан за рубеж.

Читать еще:  Сибирь: плюсы и минусы работы

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями».

Государственная миграционная политика Российской Федерации, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, положениях Конституции Российской Федерации и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, законах и нормативных правовых актах субъектов Федерации, договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Основными целями Государственной миграционной политики Российской Федерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, общественными объединениями стоят следующие задачи:

  • — в политической и государственно-правовой сфере: выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтов в регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местную среду; достижение согласия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочий по вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализации миграционной политики; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентирования миграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использования иностранной рабочей силы; разрешение противоречий между федеральными законами, нормативными правовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы; согласование интересов Российского государства и субъектов Федерации при разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающих интересы мигрантов; защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов; снятие противоречий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области миграционной политики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
  • — в социально-экономической сфере: регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономической ситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры; создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства; учет миграционной нагрузки отдельные регионы при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов; учет традиций хозяйствования и природопользования, экологической обстановки при регулировании миграционных потоков в регионах; рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственной деятельности и квалификации мигрантов; разработка и реализация региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития; развитие государственных систем коммуникации и информации в целях информирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах; содействие общественным организациям мигрантов;
  • — в области внешней политики: выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище, и вынужденных переселенцев; сотрудничество государств бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов; заключение межгосударственных договоров и соглашений Российской Федерации по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующей информации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в Россию; присоединение России к межгосударственным соглашениям о правах трудящихся — мигрантов; достижение межгосударственных и межправительственных договоренностей Российской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощению приграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов; содействие реализации прав зарубежных российских соотечественников на полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странах проживания и обеспечение духовных и иных связей с Россией; реализация международных и двухсторонних соглашений о защите национальных меньшинств;
  • — в духовной сфере: объективное информирование населения Российской Федерации о специфике психологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностях их адаптации; формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства российского и национального патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов России и стран нового зарубежья; учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается на следующих принципах:

— согласования государственных интересов России и интересов субъектов Федерации;

— обеспечения прямого действия Конституции Российской Федерации и применения федеральных законов в области регулирования миграционных процессов и защиты законных прав мигрантов на т.

Реализация мер по сокращению и предупреждению незаконной внешней миграции требует активизации работы по определению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище в России, и развития системы иммиграционного контроля.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

Федеральным органам власти и органам власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, квотирование привлечения и использования иностранной рабочей силы, на соблюдение работодателями целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов и норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и, как следствие, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы, легализацию ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства.

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства и законодательства субъектов.

В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов. «Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству».

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector