Буддийский монастырь гандан — сердце улан-батора

История Улан-Батора: Монастырь Гандан

В XVII веке в Их Хүрээ нынешнем Улан-Баторе стали появляться множество монастырей. Одним из них был Гандантэгченлин, который был основан в 1838 году по указу пятого Богдо Гэгээна.

Сегодня монастырь Гандан находится среди кварталов юрточной застройки. Тем не менее необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Главные ворота храма по традиции обращены на юг. Во дворе находится статуя Будды и каменная ступа.

Первый монастырь был построен в основном из дерева, а крыша покрыта золотом. В 1840–1841 гг. построен каменный храм Важратары. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важра, созданная Заназабаром в 1683.

В конце XIX в. монастырь занимал обширную территорию, на которой только лам жило около четырнадцати тысяч. Ведь со временем постоянно строили новые дацаны и к началу ХХ века их было уже 12. Это Дашчойнпэл, Гунгаачойлин, Ядгаачойлин, Жуд, Зурхай, Врачебный и так далее. Расскажем лишь о нескольких из них.

Дацан Дэчингалба

Первоначально храм располагался в центре Их Хүрээ. Этот дацан был восстановлен в монастыре Гандан в 1992 году. В центре храма расположен портрет Богдо Хана. Строительство дацана было начато в 1800 году, по указу четвертого Богдо хаана. С точки зрения буддистов, посвящение Калачакры — церемония, исполненная глубокого смысла, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности. Обряд приносит гармонию и очищение людям, пространству и всему живому. Основной деталью посвящения Калачакры является создание мандалы — буддистской модели Вселенной, обители всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Кульминацией обряда является разрушение мандалы.

Дацан Дашчойнпэл

В этом дацане можно не только увидеть, но послушать основной философский трактат Гүнчэн Жамъяаншадува. Этот дацан был основан вторым Богдо хааном в 1739 году в местечке Долнуур во Внутренней Монголии. В 1756 году переехал в Их Хүрээ. В конце 30-ых годов был закрыт и вновь восстановлен 90-ых. Сейчас проводятся хуралы более чем 100 лам.

Храм Гандантэгченлэн

По левой стене храма расположены 108 томов Ганжура, сочиненного в 14-ом столетии и выполненными монгольскими мастерами золотом на черной бумаге. В центральной витрине в задней части — большая статуя Будды, сделанная монгольскими ламами в 1956 во время празднования 2500 годовщины ухода Будды в Нирвану. В другой стороне — автопортрет Занабазара, сделанный в 1680-ых годах по просьбе своей матери. Портрет окружен маленькими статуями семи последующих Жавзандамба.

Храм Мэгзэд-Жанрайсиг

Это здание наверное самое посещаемое как монголами, так и иностранцами. В нем находится самая высокая статуя Будды. Его трапециевидной формы здание, с крупными золотыми бляшками орнамента толь, с легким шатром крыши, которую высоко в небе венчает, как положено, золоченый ганжир, запоминается всегда.

Храм Мэгзэд Жанрайсиг это последнее буддийское сооружение в Монголии; он возведен в 1911-1913 годах, после изгнания из Монголии маньжуро-китайских наместников, во время восьмого Богдо Хана. Посвящен храм Жанрайсигу, что означает видящий глазами.

Это самый высокий в истории национального зодчества храм. Его высота достигает 42 метров. В архитектуре здания удачно сочетаются два разных материала: кирпич и дерево. На главном фасаде здания четырехколонный портик. Деревянные колонны его, покрытые красным лаком, имеют широкие капители. Они украшены орнаментальной резьбой и росписью. Кроме того, по верхней части колонн и капителям проходит нанесенный золотом традиционный национальный узор эвэр угалз, называемый роговидным, он представляет собой ритмически повторяющиеся очертания рогов, мотив, рожденный в искусстве кочевников-скотоводов.

Возведением статуи руководил главный министр Богдо-гэгэна, Чин ван Ханддорж. Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганжура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. Для статуи высотой 25,6 м было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней.

В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, и по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Скорее всего, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды.

27 октября 1996 года восстановленная на средства от народных пожертвований статуя Жанрайсиг была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н. Жамба.

Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из аймака Булган, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганжура и Данжура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам.

При Гандан с 1970 г. действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше млн томов книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии и носит звание Занабазара. Академия также выпускает священнослужителей. Ее основателями являются лама С. Гомбожав и хамба бандид Бурятии Гомбоев.

В конце 30 годов ХХ века в Монголии повсеместно закрывались монастыри, исключением не стал и Гандан. Но вновь его открыли по просьбе верующих в 1944 г. и стал единственным официально действующим буддийским монастырем в социалистической Монголии.

На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. И этот обряд повторяют по нескольку раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.

Читать еще:  Как получить гражданство италии россиянину в 2020 году: при покупке недвижимости, через брак, по рождению и другими способами

В начале девяностых годов оставшиеся храмы Гандана отреставрировали и открыли, также как и библиотеку с монгольскими, индийскими и тибетскими манускриптами. В Гандан вернулись монахи — сейчас их здесь уже около тысячи. Сейчас открыты около 10 храмов. Людей в монастыре всегда много, по сути, это главная “религиозная” достопримечательность Улан-Батора.

Монастырь Гандан

Монастырь Гандан (Гандантэгченлин)

Чтобы окунуться в атмосферу старой Урги, отправляйтесь на экскурсию в буддийский монастырь Гандан. Его полное название – Гандантэгченлин, что означает Большая Колесница Полной радости. Когда-то в Монголии такое название имели несколько монастырей, но урганский, где обучали богословию, был наиболее известен в буддистском мире.

Этот обширный религиозный комплекс находится недалеко от центра Улан-Батора. Район, где расположен Гандантэгченлин, – единственный в столице, сохранивший не только колорит, но и планировку старого города, являющуюся классической – она представляет собой огороженный круг. Когда-то монастырь широкой подковой окружали узкие кварталы хашанов – дворов с юртами. Сегодня юрты, где обитают коренные жители вместе со своим домашним скотом, обступили высотные современные здания.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Монастырь Гандан

Еще около века назад иноверцев здесь принимали неохотно, особенно во время богослужений. Сегодня же монастырь гостеприимно приветствует гостей из разных уголков планеты. В обители постоянно и время от времени проживают более 600 монахов, некоторые из них владеют русским языком и могут подсказать, как правильно совершать ритуалы.

Гандантэгченлин традиционно был местом проживания ламской элиты, тут же располагался ламский университет, предмет гордости монголов. Здесь получали образование дети из бурятских, калмыцких семей, представители других районов Азии, в которых исповедовали буддизм. Только Гандан был наделен правом присуждать ученое звание монахам, изучавшим философию, врачевание, астрологию, искусство заклинания. Именно в Гандане в 1904-1905 годах обрел пристанище Далай-лама XIII, вынужденный покинуть Лхасу после того, как британцы оккупировали Тибет.

Застраивать монастырский комплекс капитальными зданиями начали с 1809 года. К 1913 г. он представлял собой огороженные, сообщающиеся между собой храмовые комплексы, построенные в разных стилях, в некоторых из которых отчасти проявились элементы китайской планировки.

Ступа в Гандане

Что посмотреть

У Святых ворот монастыря вас встретят изваяния двух каменных львов. Они расположились на высоких постаментах и выглядят фантасмагорически, походя скорее на свирепых собак. Скаля пасть, выпучив глаза и гневно раздувая ноздри, львы исполняют свое предназначение – охраняют монастырь от темных демонов зла. Монументальные выбеленные Святые ворота венчает «летящая» крыша, украшенная мистической символикой буддизма. На обеих половинках врат в монастырь можно увидеть весьма колоритные ручки из меди с изображением монстров. Сквозь их ноздри продеты массивные кольца, к которым привязаны длинные пестрые ленты с начертанными молитвами (дарцоги) – они тоже призваны ограждать святое место от зла.

За оградой монастырского комплекса расположена его административная часть и гостевая юрта, где в праздничные дни на низких расписных столиках ламы расставляют блюда с традиционными лакомствами.

Гандантэгченлин в 1972 году

Главный храм Гандана (гол-сум) расположен в северной части двора монастыря. Он возведен на высоком каменном фундаменте. Храм выглядит очень нарядно благодаря крыше с изогнутыми скатами. Секрет ее эффектности – в многослойности и броско декорированной «оборке» карниза. В гол-суме находится одна из главных святынь храмового комплекса – фигура Очирдара, отлитая самим Ундэр-гэгэном Дзанабадзаром.

Очирдар (Ваджратара) является квинтэссенцией всех богов буддийского пантеона. Его корона украшена миниатюрными медальонами, на которых изображены пять дхияни-будд (главных будд созерцания, постоянно обитающих на небесах и не воплощающихся в людях). Фигурка Очирдара, отлитая в бронзе, достаточно миниатюрна (ее высота 73 см), однако в ней воплощено величие духа божества, его гармония и совершенство. Серьги и браслеты Очирдара украшены тонко выполненными национальными орнаментами.

Вдоль одной из фасадных стен храма под непритязательным навесом из дерева выстроились в ряд молитвенные цилиндры (хурдэ), в которые вкладывают листки с текстами молитв (мани). Согласно ритуалу, сколько раз повернете хурдэ – столько молитв и прочтете, и такое же количество грехов вам будет отпущено. Когда-то эти хурдэ буквально опоясывали Ургу, являясь яркой деталью феодальной Монголии, где основная часть населения была набожной, но неграмотной.

Недалеко от гол-сума расположен соборный храм Гандана – цогчин, в архитектуре которого переплелись китайские и монгольские традиции. Среди окружающих его монастырских построек цогчин выделяется своей кровлей. Занимая большую часть пространства храма, она на самом верху срезана, а на квадратной площадке, окаймленной перилами, построен гонхон – башенка с крышей, имеющей изогнутую форму, покрытой листовой позолоченной медью. Ее венчает золоченый шпиль (ганжир). В праздничные дни с крыши храма ламы, трубя в ритуальные раковины, созывают прихожан.

Внутреннее пространство цогчина выглядит очень нарядно и типично для ламаистских культовых сооружений, в которых просматривается традиционный для монголов символ круга. Как и в других ламаистских храмах, колонны здесь созданы из дерева красного цвета, декорированные, интерьер украшен тканями из парчи и шелка. В сумраке цогчина завораживает взор мерцающий алтарь, посреди которого расположено впечатляющее изваяние Будды-Учителя. Он окружен скульптурными и живописными изображениями божеств – медными, позолоченными, бронзовыми, серебряными. У каждого из них можно увидеть дымящиеся курильницы.

Читать еще:  Анкета на шенгенскую визу: образец и правила заполнения визового бланка с примерами для самостоятельного получения шенгена

Справа от входа, за колоннами, тянется ряд бурэ – труб, звуки которых сопровождают службу и схожи с ревом слонов. Длина их стволов около трех метров.

Храм Мижид Жанрайсиг

Самую именитую достопримечательность монастырского комплекса, храм Мижид Жанрайсиг, опоясывает собственная высокая ограда. Его монументальное побеленное здание в форме трапеции, с узкими проемами окон-бойниц и воздушным шатром кровли, которую высоко в небесах традиционно венчает золотой ганжир, является символом старой столицы. Этот храм был построен в 1911-1913 годах, после выдворения из страны маньчжуро-китайских правителей. Он посвящен Жанрайсигу (Будде Авалокитешваре – Великомилосердному). Это высшее существо также называют «Видящий глазами». Посвящение не было случайным, а было рассчитано на то, что Великомилосердный, которому приписывали дар исцелять слепых, вернет зрение повелителю державы и главе монгольских буддистских монахов – Богдо-гэгэну VIII, практически ослепшему к тому времени.

Храм Мижид Жанрайсиг – самое высокое культовое сооружение в истории монгольского зодчества. Его высота составляет 42 метра. В архитектуре храма гармонично дополняют друг друга кирпич и дерево, его деревянные колонны, покрытые красным лаком, украшает орнаментальная резьба и роспись, а их капители декорированы нанесенным золотом традиционным национальным узором. Массивная кирпичная часть храма Мижид Жанрайсиг контрастирует с легким ажурным коричнево-красным деревянным верхом – двухъярусным, с «летящими» крышами.

Главное сокровище храма – статуя бодхисаттвы Авалокитешвары. Ее высота 26 м, она создана из меди и покрыта сусальным золотом, добытым в Монголии. Изваяние украшают 2228 драгоценных камней, 186 из которых были найдены на территории страны. По центру его полости установлен одиннадцатиметровый ствол лиственного дерева, срубленного на священной горе Богд-Хан-Уул. В постаменте, имеющем форму лотоса, находится юрта, а также военная амуниция, целительные травы, драгоценные украшения, религиозная литература, подаренная Далай-ламой XIV и другими известными священнослужителями. Эта статуя украсила храм в 1996 году, и она является восстановленной копией изваяния, созданного в начале ХХ века. По неподтвержденным сведениям, в начале Второй мировой войны, постамент и большая часть оригинальной статуи были вывезены в Советский Союз, где их переплавили на снаряды.

Красивый и стройный храм удачно расположен на холме, и венчающий его ганжир, который отличается отчетливой архитектурной формой, виден с любой точки Улан-Батора.

Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары

Посетителям

При входе в монастырь Гандантэгченлин туристы покупают билеты, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. В общей сложности это обойдется в сумму от 8000 MNT (монгольских тугриков), а что составляет около 200 рублей.

Постарайтесь попасть сюда во время проведения религиозных церемоний (они, как правило, начинаются около 9 утра). На экскурсию лучше отправляться в сопровождении гида, иначе многие интересные объекты и детали можно пропустить.

Стоит сказать, что ваше впечатление от монастыря могут омрачить карманные воры, которые «работают» здесь с высоким профессионализмом. Так что будьте внимательны и не берите с собой крупные суммы денег.

В качестве сувенира приобретите, например, «поющую вазу». По форме продающиеся ритуальные сосуды схожи, но звучат по-разному.

Наше знакомство с Монгольской столицей оказалось смазанным. Рейс задержали, мы попали в Улан-Батор на целые сутки позже, многое не увидели, но кое-что таки посмотрели, получив определённые впечатления, которыми хочется поделиться.

Знакомство началось с пробок. Из аэропорта первым делом заехали в гостиницу, где встретили Павла, прилетевшего раньше. После все вместе отправились на экскурсию.

Если вы попали в другую страну, что нужно сделать первым делом? Правильно — поменять деньги. Гид завёз нас на специальную улочку, где крутилось полным-полно менял. Мы же, дабы не рисковать, направились в банк. Как называлась улочка, я не запомнил. Отмечу, что суеты там было меньше и некая аура старого города определённо присутствовала.

Города у монголов, вернее первые поселения, стали образовываться возле монастырей и Улан-Батор в этом списке не исключение. В 1639 г. влиятельный феодал Халхи Тушэт-хан Гомбодорж провозгласил пятилетнего сына Занабазара первым богдо-гэгэном, главой ламаизма Монголии. В его честь была организована кочевая ставка Урга.

Самые первые упоминания об Урге относятся к 1649 году. Историческая летопись сообщает о появлении в долине реки Туул Икхе-кюрена («Великого монастыря»). Он выполнял роль ставки богдо-гэгэна, более столетия кочуя вместе с ней с места на место.

В 1778 г. монастырь Чжебцзун-Дамба-Хутухта окончательно закрепился на северном берегу реки Туул. Рядом начала концентрироваться оседлая жизнь. Так был основан город Урга, который сразу стал официальной резиденцией китайского императорского наместника Внешней Монголии.

Урга сделался крупным центром буддизма, и считался третьим городом ламаистского мира после Лхасы и Ташилунпо в Тибете.

Во второй половине дня нам предстоял перелёт в Чойбалсан, и потому времени на осмотр города было не так много. Мы попросили нашего гида Туртувшина показать самое интересное. Так мы оказались в монастыре Гандан.

Гандантэгченлин, он же Гандан — крупнейший буддийский монастырь в Улан-Баторе, с 1944 по 1990 год был единственным действующим местом отправления буддийского культа в социалистической Монголии.

В настоящее время здесь служат более 150 монахов.

Гандан это целый комплекс ступ, скульптур и других культовых сооружений, глядя на которые человеку другой культуры разобраться в чём-либо довольно сложно.

Читать еще:  Госпошлина на рвп в 2020 году: квитанция, реквизиты

История монастыря следующая:

В 1809 году из монастыря Богдо-гэгэнов выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан», в честь одноимённого лхасского монастыря Гаден.

Монастырь Гандан

В самом центре столицы Монголии — Улан-Баторе — находится буддийский монастырь Гандан, который представляет собой целый комплекс зданий разного возраста. В него входит несколько храмов, субурганов, молитвенных пагод, библиотека и Буддийский университет. Полное название монастыря Гандантэгченлин или Гандан Тэгчинлин хийд, что с монгольского переводится как «Большая колесница всеобъемлющей радости».

В окружении жилых кварталов с их невысокими домами и юртами, Гандан производит чарующее впечатление своими стенами, красиво украшенными резьбой и узорами, и крышей, выложенной черепицей разных цветов. Вход охраняют свирепые скульптуры богов, а во дворе находится статуя самого Будды.

История монастыря Гандан начинается в 1809 г., когда от монастыря Богдо-гэгэнов отделилась специальная школа для изучения высшей буддийской догматики. Школе дали имя Гандан, в честь Гадена, тибетского буддийского монастыря. Первое строение Гандана из дерева, увенчанное золотой крышей, было поставлено в 1835 г. по приказу первоиерарха монгольских буддистов, Богдо-гэгэна V. Спустя несколько лет монастырь обзавелся первым каменным зданием.

Постепенно территория Гандана разрослась настолько, что к концу 19 века здесь проживало около 14 тыс. монахов-лам. В конце 30 гг. 20 века в Монголии повсеместно закрывались монастыри, исключением не стал и Гандан, который был снова открыт в 1944 г. и стал единственным официально действующим буддийским монастырем в социалистической Монголии.

В 1990 г. закончилась серия капитальных реставрационных работ, во время которых Гандантэгченлин претерпел большие изменения. Помимо трехэтажного Мэгджид-Джанрайсэг, построенного в начале 20 столетия, открылись еще два действующих храма — Цогчин и Дзу.

Великолепный белый храм Мэгджид-Джанрайсэг — это последнее буддийское сооружение в Монголии и великолепное архитектурное украшение города. Возвышаясь на 42 м в высоту, храм представляет собой самое высокое сооружение в истории народного зодчества. Для верующих Мэгджид-Джанрайсэг — храм почитания Янрайсига (Megjid Janraisig), по-тибетски Ченресига, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него помещена самая высокая золотая статуя Будды.

С 1970 г. при монастыре Гандан работает Буддийский университет, который считается самым большим религиозным образовательным заведением во всей Монголии. Университет умело сочетает методы современного обучения с древними традиционными буддийскими теориями. В университетской библиотеке собрано более 50 тыс. различных монгольских, индийских и тибетских книг и рукописей. И на сегодняшний день здесь находится важнейший центр буддизма Монголии.

Множество верующих посещает монастырь Гандантэгченлин, служба здесь начинается с самого утра и длится несколько часов. Верующие произносят священные мантры, после чего встают на колени на досках, покрывающих каменный двор монастыря. В молитвенных цилиндрах, что находятся во дворе, лежат страницы с молитвами.

Сам монастырь открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 16:00. Службы в храмах заканчиваются к полудню. Вход на территорию самого монастыря бесплатный, плата взимается только за посещение храма Мэгджид-Джанрайсэг.

Как добраться

Монастырь Гандан находится северо-западнее основной туристической части Улан-Батора с площадью Суха-Батора в центре. Расстояние примерно 4 км, быстрее и проще добраться пешком (не более получаса), на общественном транспорте или такси можно застрять в пробке, которые в столице Монголии совсем не редкость.

В любом случае на автобусе можно доехать за 500 MNT, на троллейбусе — за 300 MNT, в шустрых маршрутках — за 400—600 MNT. В такси плата за проезд —800 MNT за км.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Монастырь Гандан Тегченлинг в Монголии представил в Улан-Баторе нетленное тело монаха Цоржа Санжжава Чимэдцэрэна

В Монголии проведены работы по реставрации и изучению найденного в Монголии нетленного тела монаха Цоржа Санжжава Чимэдцэрэна, а также по организации возврата святыни на родную землю, в сомон Цахир Архангайского аймака, на гору Содномдаржаа, сообщает АРД.

Перед тем, как святыню увезут в Цахир, рабочая группа решила представить ее жителям Улан-Батора 21 и 22 октября в главном монастыре Гандан Тегченлинг. Огромное количество паломников и монгольских буддистов получили возможность поклониться нетленному телу.

По сообщению APД, это тело принадлежит ученику Богдо Гэсэра. По опубликованной информации, 200 лет назад в Монголии жил святой монах, которого народ прозвал «Старый монах Гэсэр», − святой Цэвээн-Арашийн Чултэмжамц. Тело же, найденное в Улан-Баторе, принадлежит его ученику – Цоржу (Чойдже) Санжжавыну Чимэдцэрэну. Известно, что Цорж Санжжав Чимэдцэрэн жил 200 лет назад и был младше своего учителя на 25 лет.

20 октября в центре Ханбургэдэй в Улан-Баторе была организована пресс-конференция землячества сомона Цахир Архангайского аймака, куда в ближайшее время увезут тело-святыню монаха Цоржа Санжжава.

На пресс-конференции присутствовали ученые Академии наук Монголии, буддийских монастырей в Улан-Баторе и другие официальные лица. Они рассказали о проделанных работах по реставрации, изучению нетленного тела и по организации возврата святыни в сомон Цахир Архангайского аймака, на гору Содномдаржаа.

На пресс-конференции представители буддийских организаций представили подробную информацию о жизни и деятельности Богдо Гэсэра и его ученика Цоржа Санжжава, тела которых сейчас будут располагаться в специальном дацане, построенном в прошлые месяцы.

Фоторепортаж с места событий в монастыре Гандан Тегченлинг (фото опубликованы АРД):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector