5 исторических ценностей франции

5 исторических ценностей Франции

Франция – красивая романтическая страна, берега которой омывают волны Атлантики и Средиземного моря. Она одинаково благоприятна и для культурного туризма, и для пляжного отдыха.

Эйфелева башня

Самые известные достопримечательности Франции можно увидеть в ее столице – Париже. Символом города считается знаменитая Эйфелева башня. Возведенная в преддверии Всемирной выставки 1889 года, она должна была быть снесена через 20 лет после ее проведения. Однако башня сразу начала привлекать повышенное внимание туристов, и было решено навсегда оставить ее в столице. Сегодня она считается самой посещаемой достопримечательностью в мире.

Более древнюю историю имеет Лувр. Он был построен в ХII веке и призван защищать город от набегов викингов. Два столетия спустя Лувр превратился в резиденцию французских королей. Однако его подлинный расцвет начался во второй половине ХVI века. В результате реконструкции Лувр был объединен с дворцом Тюильри и богато декорирован. Сегодня он превратился в крупнейший музей мира, в коллекции которого хранятся такие шедевры, как Венера Милосская, Ника Самофракийская и «Джоконда» Леонардо да Винчи.

В 20 км от Парижа расположен Версальский дворец, окруженный великолепным парком. Созданный в период правления Людовика ХIV, дворцово-парковый ансамбль в Версале стал воплощением французского абсолютизма. Его планировка выполнена в традициях классицизма, однако внутреннее убранство дворца отличается барочным великолепием.

Своеобразным продолжением залов дворца являются аллеи парка. Они расположены параллельно или перпендикулярно друг другу. Каждая аллея завершается зеркально гладким водоемом. В Версальском парке можно полюбоваться подстриженными в форме геометрических фигур кустами и деревьями, живописными ковровыми клумбами, грандиозными фонтанами, украшенными скульптурами в античном стиле.

Собор Парижской богоматери

Одна из главных исторических достопримечательностей Франции – Собор Парижской Богоматери. В его архитектурном облике сочетаются черты романского и готического стилей. Мировую славу собору принес одноименный роман Виктора Гюго. К несчастью, в апреле 2019 года великолепный памятник французского средневековья был разрушен пожаром. Сегодня там ведутся реставрационные работы.


Курорты Франции

Самые популярные французские курорты находятся на Лазурном берегу. Особой привлекательностью в глазах туристов обладают Канны и Ницца, которые являются излюбленными местами отдыха многих мировых знаменитостей. Среди не столь «раскрученных» курортов выделяется Сен-Тропе, прославившейся благодаря серии фильмов о жандарме Крюшо, образ которого создал легендарный французский комик Луи де Фюнес.

Культура Франции. Особенности культуры Франции

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).

Живопись XIX и XX веков

1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

Читать еще:  Отпуск во франции: 10 главных "нельзя" в стране

Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника — Даниэля Обера — «Немая из Поричи».

Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».

Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики — «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.

Достопримечательности Франции

Франция сама по себе – это музей! Каждый город и даже деревня дышат историческими ценностями Франции! Здесь вы полностью окунетесь в прошлое и получите незабываемые впечатления.

Самым главным центром истории, конечно, является Париж. Исторические ценности в Париже вы будете видеть на каждом шагу. Здесь вы увидите собор Нотр-Дам-де-Пари, который построен в готическом стиле и манит своими башнями и галереями. Самая привлекательная для туристов часть города находится на правом береге Сены. Именно здесь сосредоточен крупнейший и самый богатый музей мирового масштаба – Лувр. Здесь же расположена «самая красивая улица мира». На ней вы увидите Триумфальную Арку. Для любителей оперного искусства предоставляется уникальная возможность побывать в самом огромном в мире оперном театре – Опере Гранье. Для любителей современного искусства представлены картины и скульптуры XX в., собранные в Футуристическом Национальном музеи. Любители дизайна насладятся своим фаворитом в Музее истории Парижа «Карнавале». Здесь можно увидеть интерьеры покоев королей и макеты города. А на правом берегу, вас очарует своей красотой Эйфелева башня и гробница Наполеона.

Но не только Париж богат памятниками истории. На Лазурном берегу (Ривьера) – одном из популярнейших курортов Европы, множество исторических достопримечательностей Франции, таких как: аббатство Вальбонн, форт Мональбана, Смиезский монастырь, собор Грасса. Также эта территория богата на природные ценности – ущелье де-Тенд, красивейшие водопады, горные реки, ущелье де-Рестефон-Боннетт. Ницца – это жемчужина Лазурного берега. Она окружена Приморскими Альпами. Здесь раскинулись: дворец Вальроз, Дом кугурдонов, Холм Шато с замком, шикарный парк с водопадом, Музей Матисса, церковь Св. Жанны Д’Арк. Также следует посетить Бурдо – восьмой по величине город Франции, Канны – центр ярких фестивалей, Бретань – столицу бухт, Нормандию – центр престижнейших курортов. Так что всех мест в Париже вам за один день не посетить! Так что собирайтесь в длинное путешествие!

Топ-5 исторических культурных ценностей, которые мы утратили в ХХI веке

Всем известно, что не так давно во Франции, в сердце самой столице — Париж, произошло непоправимое: начал пылать Собор Парижской Богоматери, который всемирно известен как Нотр-Дам-де-Пари. Это событие стало трагедией мирового уровня и признаётся невосполнимой потерей для всего человечества. Напоминаем, что пожар начался 15 апреля, который удалось прекратить только к утру. Памятник культуры сильно пострадал, но радует, что его планируют немедленно начать восстанавливать. К слову, сумма пожертвований уже достигла отметки 1 миллиард евро. На данном этапе ведётся расследование, причины пожара до сих пор неизвестны.

Исчезновение исторических культурных ценностей, пожалуй — самое страшное событие для всего мира, ведь это достояние всего человечества, полученное в дар от предков. Именно поэтому предлагаем вспомнить, какие исторические памятники наш мир потерял в XXI веке.

1. Бамианские статуи Будды.


Этот исторический памятник представлял собой две гигантские статуи Будды, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине. Они располагались в Афганистане, и их возраст датируется VI веком н.э.
В 2001 году, вопреки всемирным простетам, статуи были разрушены талибами, которые считали статуи языческими идолами, подлежащими к уничтожению. В 2003 году эти статуи были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и предполагалось выделение средств на их восстановление. Но уже в 2011 году стало известно, что ЮНЕСКО не будет воссоздавать Бамианские статуи Будды из-за недостачи средств.

Читать еще:  6 лучших польских курортов на балтике


Нимруд — это древний город в Месопотамии, на территории современного Ирака. Его руины находятся к юго-востоку от города Мосул, у реки Тигр. Он был основан в VIII веке до н.э. Салманасаром I. Этот памятник искусства известен тем, что в нём был найден набор ювелирных изделий, который по достоинствам можно сравнить с находками в гробнице Тутанхамона.
В 2015 году боевики террористической организации ИГИЛ уничтожили руины древнего города с помощью тяжёлой техники. Артефакты, которым было около 2000 лет, утеряны безвозвратно.


Один из богатейших городов поздней античности. На данный момент располагается на территории Сирии. Город Пальмиру основал царь Митанни Кирта I в 1500 году до н.э.
В результате сирийского конфликта боевики террористической группировки ИГИЛ захватили город. В мае 2015 года большинство памятников, которые не были увезены властями, были разграблены и уничтожены. Полностью была разрушена статуя «Лев Аллат». Эта скульптура изображала льва, который охранял газель. В январе 2017 года, в результате после повторного терракта, была взорвана центральная часть амфитеатра.
Этот памятник был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в процессе восстановления. В августе 2018 Сирийское правительство заявило о намерениях восстановить Пальмиру к июлю 2019 года.

4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Этот памятник — утраченный православный храм в городе Кондопога Республика Карелия, который являлся объектом культурного наследия федерального значения. Располагалась в исторической части города, на берегу Онежского озера.
В августе 2018 года она сгорела. Следственным комитетом РФ по Республика Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы. По версии следствия, поджёг Успенскую церковь 15-летний подросток. Он помещён в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республика Карелия.

5. Деревянные особняки в Сергиевом Посаде.


Весной 2018 года трагедия настигла и Сергиев Посад, а точнее, его исторический центр. Моментально, один за другим начали гореть деревянные особняки вблизи Троице-Сергиевой Лавры. Существует версия, что один из особняков загорелся вследствие костра, разведённого внутри помещения. В другом нашли целых три очага возгорания.

С каждым годом культурных памятников становится всё меньше и меньше. Не которые из них исчезают с лица Земли вследствие стихийных бедствий, некоторые — из-за действий варваров и террористических группировок. Безусловно, Нотр-Дам-де-Пари не первая и не последняя жертва. Но мы, люди, должны прилагать все усилия, чтобы предотвратить эту череду трагедий, сохранить исторические памятники для будущего поколения.

Яблоки раздора: за какие исторические ценности борются государства

В среду, 5 октября, в Амстердаме возобновились слушания по делу о скифском золоте. За предметы искусства, вывезенные за границу из четырех крымских музеев, спорят Россия и Украина. Но это далеко не первый случай, когда исторические ценности становятся причиной конфликта между государствами.

Кто спорит: Россия и Украина

В феврале 2014 года в амстердамском музее Алларда Пирсона открылась выставка «Крым: золото и секреты Черного моря». В экспозицию вошло несколько сотен предметов искусства, привезенных из одного киевского и четырех крымских музеев. Выставка в Амстердаме продлилась до 31 августа, и на момент ее закрытия Крым по итогам референдума вошел в состав России. Таким образом, перед голландской стороной встал вопрос, кому возвращать привезенные из крымских музеев предметы искусства — Украине или России.

Судебный спор о скифском золоте продолжается до сих пор. Украинская сторона настаивает, что она является законным собственником всей коллекции скифского золота. А представители крымских музеев утверждают, что их экспонаты стали «заложниками политической ситуации», и требуют вернуть их туда, где они изначально хранились. Пока же скифское золото находится в запасниках музея Алларда Пирсона. При этом голландский музей оплачивает хранение экспонатов и их страховку.

Кто спорит: США и Россия

Библиотека Шнеерсона — обширное собрание религиозной литературы древних евреев — давний объект спора между Россией и США. В конце XVIII века ее начали собирать раввины-хасиды в белорусском селе Любавичи, а в начале XX столетия глава общины Иосиф Ицхак Шнеерсон на основе коллекции создал библиотеку, в которую сегодня входят 12 000 книг и 25 000 листов рукописей. Во время Первой мировой войны Шнеерсон перебрался из Любавичей в Ростов-на-Дону. Часть библиотеки он сдал на хранение в Москву, и в 1918 году большевики национализировали его коллекцию. Сам Шнеерсон через девять лет эмигрировал — сначала в Ригу, а потом в Польшу и увез другую часть библиотеки с собой. Но в начале Второй мировой войны ему пришлось бежать в США, архив попал в руки нацистов и был перевезен в Германию. Когда война закончилась, рукописи вернулись в СССР. Ицхак Шнеерсон умер в 1950 году, не оставив никаких распоряжений относительно своего собрания.

С конца 1980-х годов любавические хасиды и обосновавшиеся в США родственники Шнеерсона стали требовать от СССР, а затем и от России передать архив им. Россия участвовала в тяжбе до 2009 года, но затем вышла из процесса. В ответ на это в 2013 году судья Ройс Ламберт обвинил российскую сторону в неуважении к суду и назначил штраф в размере $50 000 в день. Россия в ответ возбудила иск против американской Библиотеки Конгресса. Семь книг из собрания Шнеерсона, отправленные хасидам в 1997 году, так и не были возвращены. Российский суд постановил взимать с американцев «зеркальный» штраф в размере $50 000 в день.

На сегодняшний день позиция Минкультуры такова, что собрание Шнеерсона входит в библиотечный фонд России и неотчуждаема. А в январе 2016 года президент Владимир Путин выразил надежду, что острота проблемы снята.

Кто спорит: Индия и Великобритания

«Кохинур» — один из самых знаменитых алмазов в истории. На протяжении последних полутора веков он находится в короне британских монархов. А до этого его история достоверно прослеживается начиная с XIV века. В разные годы драгоценным камнем владели Великие Моголы, персидские шахи и афганские правители. При этом алмаз ни разу в своей истории не продавался и не покупался. Во второй половине XVIII века «Кохинур» оказался в Индии в руках махараджи Ранджита Сингха. Зная о дурной славе камня, правитель Пенджаба решил передать драгоценность в дар храму, но скончался, не успев сделать этого. Спустя десятилетие сокровищница Лахора перешла под контроль англичан. А в 1850 году знаменитый алмаз покинул Индию и прибыл в Британию, где был преподнесен королеве Виктории и занял место в короне британской империи. Виктория пригласила в Англию наследника Ранджита Сингха — Далипа. «Для меня, мадам, является величайшим удовольствием получить возможность, как ваш верный подданный, самому передать «Кохинур» моему властителю», — провозгласил 15-летний юноша по просьбе королевы. После чего вопрос о принадлежности алмаза Британии был снят. Но не для индийской стороны.

Читать еще:  Рабочая виза в израиль для россиян в 2020 году: самостоятельное оформление

В течение XX века вопрос о возврате «Кохинура» в Индию вставал не раз. Вернулись к этой теме и в XXI столетии. В конце 2015 года Всеиндийский фронт по правам человека и социальной справедливости подал иск о возвращении алмаза. Но спустя несколько месяцев Верховный суд Индии постановил, что Индия не может претендовать на камень, так как он был подарен британской короне, а не украден ею. Но даже это не поставило точку в споре о «Кохинуре». Спустя несколько дней после оглашения заявления Верховного суда правительство Индии вновь подтвердило свое намерение вернуть драгоценный камень.

Кольцо Жанны д’Арк

Кто спорит: Франция и Великобритания

В феврале 2016 года аукционный дом Timeline Auctions на торгах в Лондоне продал серебряное кольцо XV века, принадлежавшее Жанне д’Арк. В Англии оно хранилось в течение почти шести столетий, попав туда в качестве военной добычи после казни д’Арк в 1431 году. За перстень французской национальной героини боролись несколько покупателей, а стартовая стоимость лота возросла в десятки раз до итоговых $420 000. Вскоре выяснилось и имя нового владельца украшения. Им стал французский политик и лидер партии «Движение за Францию» Филипп де Вилье ( в России у него есть совместный проект с основателем инвестиционного фонда «Маршалл Капитал» Константином Малофеевым). После торгов кольцо отбыло во Францию, но английская сторона тут же потребовала вернуть его обратно. Британский Национальный совет по культуре назвал перстень исторической реликвией особой ценности, вывоз которой за пределы страны требует особого разрешения. Филипп де Вилье в свою очередь заявил, что перстень является частицей Франции, которая вернулась на родину и отныне останется здесь. Кольцо будет храниться в основанном де Вилье парке исторических аттракционов Puy du Fou.

Кто спорит: Швеция и Чехия

Гигантский кодекс — манускрипт XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре в Богемии. Существует версия, что автором самой большой по размеру и объему рукописной книги был один единственный человек, который трудился над ней, искупая свой грех. Работа заняла у него от 20 до 30 лет, а на изготовление страниц манускрипта ушло 160 ослиных шкур. В кодекс вошел полный текст Библии, а кроме того в нем есть изображение сатаны, из-за чего книгу окрестили «Дьявольской Библией». Несколько веков манускрипт хранился на территории монастыря, где он был создан. Но после разрушения святой обители книгу перевезли в Прагу. Там она находилась, пока не была захвачена шведами в Тридцатилетней войне и вывезена в Швецию в качестве военного трофея. С тех пор обратно в Чехию Гигантский кодекс так и не вернулся, хотя чешская сторона предпринимала попытки его вернуть.

Сегодня Гигантский кодекс хранится в Национальной библиотеке Швеции в Стокгольме. В 2005 году премьер-министр Чехии Иржи Пароубек договорился привезти и выставить книгу в Чехии. Манускрипт вернулся на родину в 2007 году, но лишь на время. Кроме этого, Пароубек отмечал, что «в полной мере уважает права Швеции» на манускрипт.

Мощи матери Терезы

Кто спорит: Индия и Албания

В начале сентября 2016 году Ватикан причислил мать Терезу к лику святых. Монахиня и обладательница Нобелевской премии мира, посвятившая жизнь служению бедным и больным, родилась в Македонии в 1910 году. Но уже в возрасте 19 лет отправилась в Калькутту, где основала орден «Сестер-миссионерок любви». Индия стала для нее второй родиной. Там она скончалась в 1997 году в возрасте 87 лет и была похоронена. Но неожиданно 12 лет спустя между Индией и Албанией разгорелся спор за мощи матери Терезы. В Тиране находятся могилы матери и сестры монахини, и власти страны решили перенести сюда же и ее останки. Сделать это албанская сторона хотела в преддверии 100-летия матери Терезы, которое отмечалось в 2010 году. Правда, осуществить задуманное не удалось. Индия категорически отказалась возвращать останки. «Мать Тереза стала неотъемлемой частью нашей нации и жизни», — заявил председатель Конференции католических епископов Индии отец Бабу Джозеф. А ее могила превратилась в место паломничества.

Кто спорит: Перу и США

В 1911 году американский археолог и выпускник Йеля Ирам Бингхем открыл Мачу-Пикчу. Вместе с затерянным городом инков он обнаружил и их сокровища, которые вывез в США. Старинные ювелирные изделия, домашняя утварь, предметы из дерева и камня были переданы для изучения Йельскому университету. Артефакты должны были вернуться в Перу через несколько лет, но «задержались» в США почти на век.

Вернуть сокровища Мачу-Пикчу власти Перу настойчиво потребовали в 2000-х годах. В 2008-м был подан иск против Йельского университета, а спустя два года президент Перу Алан Гарсия Перес заявил, что «мы должны прийти к взаимопониманию с Йельским университетом по этому вопросу, в противном случае, мы будем называть их мародерами, похитившими наши сокровища». Слова главы государства были услышаны, и первая партия артефактов вернулась домой весной 2011 года. Всего же Йельский университет возвратил в Перу 45 000 предметов, вывезенных Бингхемом из Мачу-Пикчу в начале XX века.

Кто спорит: Греция и Великобритания

В начале XIX века английский лорд Элгин вывез из Греции в Британию обширную коллекцию древнего искусства. Среди прочего в Англию отправились мраморные фризы Парфенона, одна из кариатид Эрехтейона, статуя Диониса и другие античные артефакты. Разрешение на вывоз бесценной по сегодняшним меркам коллекции Элгин без особого труда получил у турецких властей, под властью которых в те годы находилась Греция. Потребовалось 10 лет, чтобы перевезти все античные сокровища в Британию. Вначале мраморы находились в личной коллекции лорда, но в 1816 году собрание Элгина было выкуплено у него государством за £35 000 для размещения в Британском музее.

Вернуть античную коллекцию на родину Греция стала требовать еще в XIX веке — после обретения независимости в 1830 году. Спор за мраморы Элгина длился более полутора веков и в конце 2000-х разгорелся с новой силой. Тогда министр культуры Греции Антонис Самарас выражал надежду, что открытый в 2009 году новый музей Акрополя станет катализатором возвращения на родину античной коллекции. Но этого не случилось. Британский музей не принимает доводов греческой стороны, что артефакты были вывезены лордом Элгином незаконно. По мнению британцев, они были куплены у турецкого правительства и за их вывоз была заплачена пошлина. В 2015 году Греция отказалась от судебной тяжбы с Лондоном. Но заявила, что будет использовать «политические и дипломатические рычаги» для возвращения мраморов Элгина на родину.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector